Происхождение свадьбы
Поистине свадьбу можно назвать одним из самых знаменательных торжеств в жизни каждого из нас. При слове «свадьба» в воображении сразу рисуются образы невесты в белом платье, жениха в черном костюме с благородной бледностью на лице (конечно, вам-то весело, а ему каково прощаться с вольной жизнью!), а также море цветов и улыбок.
Весело жилось в старину — что ни день, то праздник. Первого ноября, к примеру, отмечалось Девичье свято — «кузьминки». Это праздник святых Козьмы и Дамиана — покровителей браков. Через несколько дней играми и гаданием встречали дни святых Екатерины и Андрея. Девушки и парни собирались на гулянья, где в процессе шуточных перебранок, игр и танцев происходил сговор молодых людей. После чего парни засылали сватов к своей избраннице. Свадьбы игрались преимущественно осенью: после Покрова (14 октября) и до Филиппова заговенья (28 ноября), а зимой: после Крещения и до масленицы.
Одним из главных критериев благосостояния будущей хозяйки дома являлось приданое, основную часть которого невеста готовила заранее, начиная с 10-12 лет. В «посаг» входили: сорочки (30-80 штук), юбки, рушники, постельное убранство: простыни, наволочки и «подзоры», известные нам по наследству наших бабушек. Нельзя было обойтись без скатертей, занавесок, салфеточек — все ткалось, вязалось и вышивалось своими руками.
За несколько дней до свадьбы, после того, как вопрос о предстоящем бракосочетании был практически решен и обговорен в деталях, совершались «первые запоины». Первоначально термин «запоины» соотносился со словом «петь», но Русь, ибо «веселие Руси есть пити, не может без того быти», стала вкладывать в него более внятное для всех значение «пить». На стол, за которым восседали сваты, жених и его «старосты», выставляли вино, водку, угощение — невесту «пропивали». В день свадьбы после венчания в церкви молодые направлялись к дому жениха. Там их уже ожидали родители с иконами Спасителя и Божьей матери. Перед новобрачными расстилали шубу (пожелание богатства), под нее прятали деньги, поверх расстилали рушник. Опустившись на колени, молодые получали родительское благословение, после чего входили в дом и садились за стол в красном углу — под образами.
Обязательный атрибут свадебного стола — каравай — выпекался в виде чаши, в середину которой вкладывали две ложки, перевязанные красной лентой (вспомните о традиции перевязывать две бутылки шампанского в наши дни). Их молодые должны были хранить связанными в течение года. Это обеспечивало нерушимость брачных уз.
Во время гулянья происходил обмен подарками: невеста дарила свекрови платок, свекру — пояс, жениху — вышитую сорочку, остальным родственникам жениха — полотенца или салфетки. Жених дарил теще полушубок, тестю — сапоги. Этот обычай основательно забылся в наши дни, когда все подарки получают молодые. А неплохо бы его воскресить!
Чтобы одарить молодых, гости ожидали, пока к ним подойдет сваха с подносом, на котором лежала «шишка» — специально приготовленная к такому случаю фигурная булочка. Рядом с шишкой обязательно располагалась рюмка водки. Взяв угощение, взамен следовало положить на поднос деньги или вещественный подарок.
Постель для новобрачных стелили в чулане на соломе, с мешками зерна в головах — этим желали достатка. Современным парочкам впору стелить в гараже, расположив в головах компьютер и видеотехнику!
Апогея свадебное торжество достигало на другой день, когда по селу ходили ряженые с музыкальными инструментами, исполняли под окнами соседей шуточные песни и «ловили кур на лапшу». На третий день пели величальные песни родителям невесты. Свадьба могла продолжаться от двух до семи-десяти дней — в зависимости от финансовых возможностей сторон.